Василий Васильевич (1866—1944)
Жизнь и творчество


B. К[андинский]. «Эуген Калер (некролог)»

13 декабря в Праге скончался Эуген Калер, немногим не дожив до 30 лет. Смерть с нежностью приняла его в свои объятия, без страданий, без боязни, без безобразного. Хочется сказать, Калер скончался по-библейски.

Кончина художника была такой, как и его жизнь.

Он родился 6 января 1882 года в Праге в состоятельной семье. На протяжении пяти лет посещал гимназию, затем торговую академию, что нам сегодня кажется почти невероятным: так далек был Калер по складу души от всего практического и так глубоко был погружен в мир своих сновидений. Уже в 1902 году как изучающий искусство Калер должен был отправиться в Мюнхен, однако заболел воспалением почек и его оперировали в Берлине. После этого первого грозного звонка с того света он смог полностью посвятить себя изучению искусства. Два года в Книрр-школе, один год — в Мюнхенской академии у Франца Штука1, год обучения у Хабермана2, и Калер почувствовал себя достаточно сильным, чтобы искать дальше свой путь в одиночестве.

Его внутренний голос был так чист, ясен и точен, что Калер полностью мог на него положиться. Путешествия в различные страны (Париж, Брюссель, Берлин, Лондон, Египет, Тунис, Италия, Испания) в действительности были для него всегда одной лишь поездкой в одну и ту же страну. В один и тот же мир, который следует назвать миром Калера. Где бы он ни был, давала о себе знать та же самая болезнь, и Калер должен был неделями оставаться в постели. Но при этом он оставался полностью самим собой: лежа рисовал и писал свои сновидения, очень много читал — шла удивительно интенсивная внутренняя жизнь. Так, например, в Лондоне появилось множество истинно калеровских акварелей, одни эти акварели могли быть достаточным результатом жизни одного художника. Точно так же было и в Мюнхене зимой 1911 года, где он, находясь в санатории, с температурой писал большую серию удивительных акварелей. Так продолжалось и дальше: переезжая из одного санатория в другой, до последнего дыхания Калер оставался верен себе. И его смерть была так же прекрасна, как и его жизнь.

Мягкая, мечтательная, радостная душа Калера с несколько чисто иудейской ноткой — внятной мистической печалью — испытывала страх лишь перед одним — перед «неблагородным». Его в высшей степени возвышенная душа кажется чуждой нашим дням. Кажется, что эта душа была послана с тайной целью из библейских — в наши времена. Кажется, что вновь добрая рука пожелала освободить ее от наших времен.

Калер оставил множество живописных работ, акварели, рисунки, офорты.

Примерно полтора года тому назад в Мюнхене в Современной галерее Танхаузера состоялась небольшая коллективная выставка, принятая, как обычно, критикой свысока и с поучающими указаниями.

После смерти Калера было обнаружено много глубоко прочувствованных стихов, о которых он никогда не говорил.

К. (Кандинский)

Примечания

1. Штук фон Франц (1863—1928), живописец, скульптор, график-станковист и прикладник, архитектор, проектировщик мебели. Художественное образование получил в школе прикладного искусства, в политехникуме Мюнхена (1881—1884), в Мюнхенской Академии художеств (влияние оказали А. Бёклин, Ф. фон Ленбах и Е. Диц, 1885), далее самоучкой. Один из основателей Мюнхенского Сецессиона и его вице-президент, профессор Мюнхенской Академии художеств. В числе его наиболее известных учеников — В. Кандинский, П. Клее, Г. Пурман. Начинал свой путь с прикладной графики — рисовал юмористические карикатуры для мюнхенских журналов «Флигенде блеттер (листовки)», «Югенд». Наряду с Ленбахом, известнейший салонный художник и «повелитель в живописи». Красной нитью через все творчество прошла идея целостного произведения искусства, характерная для необарокко, неоренессанса, югендстиля. Подобно Бёклину, он почти исключительно писал мифологические и аллегорические сцены, сюжетами для которых могли служить ему и самые банальные истории. Такие картины Штука, как «Люцифер», «Медуза», «Грех», «Война», неоднократно репродуцировались в русской литературно-художественной печати (например, журнал «Нива»), и их воспроизведения можно было нередко встретить в гостиной чиновника, интеллигента.

2. Хаберман Фрайхерг фон Гуго (1849—1929), живописец, вышедший из школы Пилоти, специализировался преимущественно на дамских портретах и на изображении обнаженных, отличавшихся неожиданными перспективными сокращениями и причудливостью освещения, динамичностью.

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница

 
Главная Биография Картины Музеи Фотографии Этнографические исследования Премия Кандинского Ссылки Яндекс.Метрика