Василий Васильевич (1866—1944)
Жизнь и творчество

На правах рекламы:

https://store-server.ru видеосерверы купить сервер.



Линия и рыба

С одной стороны. Я не вижу принципиальной разницы между линией, которую называют "абстрактной", и рыбой.

В сущности они сходны.

Эти отдельная линия и изолированная рыба похожи; они — живые существа, в которых чувствуются свойственные им, но скрытые силы. Они являются сами силами выражения для этих существ и силами, оказывающими впечатление на зрителя. Поэтому каждое существо обладает впечатляющим "взглядом", который манифестирует себя за счет внешней экспрессии.

Однако же голос этих скрытых сил слаб и ограничен. Это окружение вокруг линии и рыбы создает ощущение чуда: скрытые силы пробуждаются, экспрессия становится сияющей, впечатление углубляется. Взамен тихого голоса слышится хор. Скрытые силы приобретают динамику.

Эта среда и есть композиция.

Композиция есть организованная сумма внутренних функций (экспрессии) каждой части произведения.

С другой стороны. Между линией и рыбой есть существенное различие.

И оно состоит в том, что рыба может плавать, есть и быть съеденной. Она имеет то, чего лишена линия.

Эти свойства рыбы есть необходимое дополнение для нее самой и для кухни, но не для живописи. Но так как нет существенной необходимости в этом, они излишни.

Вот почему я люблю линию больше, чем рыбу, — по крайней мере, в моей живописи.

Париж, март 1935

Комментарии

Впервые: Line and Fish // Axis. 1935. № 2. P. 6.

Английский периодический журнал "Axis" ("Ось") его издательница Майфэнвей Иванс характеризовала как "ежеквартальное ревю современного "абстрактного" искусства". Издаваемый, правда нерегулярно, в I935-I937 гг. журнал действительно пропагандировал абстрактное искусство, и обращение за статьей к Кандинскому выглядело вполне уместно.

Перевод с английского B.C. Турчина

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница

 
Главная Биография Картины Музеи Фотографии Этнографические исследования Премия Кандинского Ссылки Яндекс.Метрика